Моя корзина
Корзина пуста
0 экскурсий
(044) 222 79 57

История Киевского метро - как все начиналось
Статьи о Киеве - История Киевского метро - как все начиналось

     Киевское метро – это одна из достопримечательностей города, благодаря двум ее отличительным особенностям – глубина и эстетика. Благодаря холмистому рельефу Киева, метро нужно было строить очень глубоко. Интересно, что на правом берегу киевское метро ходит исключительно под землей, на левом – как под землей, так и на земле. В Киеве находится одна из самых глубоких станций мира – «Арсенальная», а также самая глубокая ветка метрополитена в мире – Святошинско-Броварская линия, расположенная на глубине  105,5 метров от поверхности земли.  За год киевский метрополитен перевозит более 500 000 000 персон и является самым популярным видом общественного транспорта в городе.

Один из предлагаемых эскизов станции метро "Днепр"

Один из предлагаемых эскизов станции метро "Днепр"

 

     История киевского метрополитена тянется с 1884-го года, когда, абсолютно впервые в истории Российской империи, был рассмотрен вариант строительства подземного тоннеля, где должен был ходить железнодорожный транспорт. Такое соединение рассматривалось от современного Речного вокзала, через Почтовую площадь, и до Железнодорожного вокзала.  Депутаты городской думы отклонили проект, что в принципе, было естественным – Киеву никак не святил транспортный коллапс, а строительство настолько инновационной развязки было пугающе новой вещью. Следующий раз вопрос о строительстве подземной железной дороги в Киеве поднимался в 1916-м году и в 1918-м, оба раза безуспешно. 

     Реальный вопрос о строительстве в Киеве метро поднимается 9-го Июня 1936-го года, когда Президиум Киевского городского совета  рассматривает дипломную работу студента Московского института инженеров транспорта, которая так и называлась -  «Проект Киевского метрополитена».  Официально заявив о намерении строительство метро в Киеве, городской совет начинает получать уйму писем от различных инженеров и организаций, готовых помочь в строительстве, а московский студент получает премию в размере 1000-чи рублей.  Подготовительные работы по строительству метрополитена в городе начинаются в 1938-м году, но процесс вскоре  прерывает начавшаяся Вторая Мировая война. 

     Стоит отметить, что еще в 1937-м году было начато строительство, так называемого подземного «Спец объекта №1», который представлял собой строительство двух тоннелей через Днепр в Киеве – от Оболони до современной Выгуровщины, и от современных Осокорков до Жукова острова. Строительство было прекращено, также, с началом войны.

Пригласительный на открытие метрополитена в Киеве

Пригласительный на открытие метрополитена в Киеве 

 

     Сразу после окончания войны начинается полномасштабная реконструкция Киева, в том же 1945-м году было принято решения о строительстве метрополитена в городе, скажем так, в очередной раз, но уже более решительно. В 1945-м году вырисовывается и утверждается три направления метро, которые в принципе, мы имеем и сегодня – Святошино-Бровары, Куреневка-Сталинка (Демиевка сегодня) и Сырец-Печерск. Решают начать с направления Святошин-Бровары, что вскоре станет красной веткой киевской подземки.

Строительство первой станции киевского метро - станции "Днепр"

Строительство первой станции киевского метро - станции "Днепр"

 

      Строительство метро начинается в 1949-м году, а начинается оно как и положено – «пробиваются тоннели». Первая «сбойка» состоялась в 1951-м году между станциями «Днепр» и «Арсенальная», финальная сбойка перед запуском киевского метро произошла в 1959-м году между современными станциями «Университет» и «Вокзальная». К 1958-м году уже полностью проложены тоннели, рейсы и эскалаторы для первых четырех станций киевского метрополитен – «Днепр», «Арсенальная», «Крещатик», «Университет» и «Вокзальная».   В 1959-м году начинаются работы по оформлению непосредственно первых пяти станций киевского метрополитена. Годом ранее был объявлен конкурс и из 80-ти проектов отобраны лучшие. И так, 6-го ноября 1960-го года были запущены первый участок только что построенного киевского метро, от станции метро «Днепр» до станции «Вокзальная», длина которого составила 5,2 километра.

Первый секретарь ЦК КП УССР перерезает ленточку на открытие киевского метро

Первый секретарь ЦК КП УССР перерезает ленточку на открытие киевского метро

 

Одни из первых пассажиров киевского метро

Одни из первых пассажиров киевского метро

 

     Станция метро «Днепр».  Это станция считается в Киеве действительно «пионером» киевского метро – это был станция с которой ушел первый поезд в 1960-м году и первое киевское депо. Сегодня, что интересно, это самая непопулярная станция киевской подземки, пассажиропоток которой не достигает и 3000 людей в сутки.  Еще один интересный факт – станция «Днепр» имеет самую длинную платформу в городе – 124 метра против стандартных 100, так как здесь может остановится шести вагонный состав, но не одна другая станция этой ветки такой состав не примет.

Строительство эстакады для станции метро "Днепр"

Строительство эстакады для станции метро "Днепр"

Станция почти открыта

Станция почти открыта...

...И станция "Днепр" в первые месяцы своей работы

...И станция "Днепр" в первые месяцы своей работы

Кассы станции "Днепр" в тоже время

Кассы станции "Днепр" в тоже время

Изящные скульптуры "Мир" и "Труд" красующиеся по сторонам станции "Днепр"

Изящные скульптуры "Мир" и "Труд" красующиеся по сторонам станции "Днепр"

 

     История станции «Днепр» начинается параллельно с первыми работами по сооружение метрополитена в Киеве -  в 1949-м году.  Первоначальные макеты оформления станции существенно отличались от ее реальной постройки, а макет ниже показывает вообще, что станция стоит не перпендикулярно Днепру, а параллельно.  Первые несколько лет существования киевской подземки, именно на станции «Днепр» находилось депо – здесь проводились ремонты, чистки и так далее.

     Станция метро «Арсенальная».  Пожалуй, одна из самых знаменитых киевских станций метро. Во-первых, ее глубина составляет 105,5 метров и она является самой глубокой станцией Европы. Во-вторых, не все знают это, но вестибюль «Арсенальной» опускалась на глубину 105-ти метров в цельном состоянии! То есть, был сооружен уже заранее готовый вестибюль и он был опущен под землю в виде «стакана» прямо с поверхности земли.  На то, чтобы опустить этот перрон под землю понадобилось целых четыре месяца.  Благодаря своей невероятный глубине, станция имеет два эскалатора, а опускаться вниз Вы будете очень долго)

Цельный вестибюль станции "Арсенальная" будет опускаться под землю 4-ре месяца

Цельный вестибюль станции "Арсенальная" будет опускаться под землю 4-ре месяца

Строительство входа и вестибюля станции "Арсенальная"

Строительство входа и вестибюля станции "Арсенальная"

Один из первых поездов, сделавший остановку на станции

Один из первых поездов, сделавший остановку на станции

 

     Что касается внутреннего убранства станции, то в интерьере присутствует много мраморных элементов, например, лавочки. Торец станции был украшен барельефом с изображением участников январского восстания с завода «Арсенал». Барельеф простоял до начала 1990-х, потом он был демонтирован.

Один из эскизов нижнего вестибюля станции "Арсенальная" - начало 1950-х годов

Один из эскизов нижнего вестибюля станции "Арсенальная" - начало 1950-х годов

Еще один эскиз....

Еще один эскиз....

....В итоге, был утвержден и сделан именно такой вариант

....В итоге, был утвержден и сделан именно такой вариант

 

     Станция метро «Крещатик». Одна из 5-ти первых станций киевского метро, названая в честь своего расположения непосредственно на улице Крещатик.  На сегодняшний день это одна из самых знаменитых и загруженных станций метро.

Начало строительство станции "Крещатик"

Начало строительство станции "Крещатик" 

Строительство вестибюля станции

Строительство вестибюля станции

Монтаж экскалаторов

Монтаж экскалаторов 

 

     Первые годы в вестибюле станции находился в торце герб УССР, который позже был демонтирован и там был сделан второй выход из станции.  Изначально, как и на всех первых станциях киевского метро, в центральной части вестибюля на полу лежала плитка, которую позже заменили на мраморный пол, а на платформах был асфальт.

Один из предложенных эскизов нижнего вестибюля "Крещатика" 1952-го года

Один из предложенных эскизов нижнего вестибюля "Крещатика" 1952-го года

Еще один примечательный эскиз

Один из предложенных эскизов нижнего вестибюля "Крещатика" 1952-го года

А вот уже ведутся завершающие работы по оформлению утвержденного дизайна нижнего вестибюля

А вот уже ведутся завершающие работы по оформлению утвержденного дизайна нижнего вестибюля

Первые дни работы станции после ее открытия

Первые дни работы станции после ее открытия​

Вход в метро "Крещатик" после года работы станции

Вход в метро "Крещатик" после года работы станции

 

     Станция метро «Университет». Одна из пяти первых запущенных станций киевского метро получила название от расположенного рядом Национального Университета. Изначально, планировалось название «Университетская», но после определенных обсуждений получила более лаконичное имя – «Университет».  Несмотря на то, что внутренне убранство вестибюля станции не является более дорогим чем ее соседние станции, именно метро «Университет» стало визитной карточкой в интерьер киевского метрополитена, благодаря более сложной композиции с эстетической и дизайнерской точки зрения. В изначальном виде в конце вестибюля станции находилась монументальная фигур Ленина, которая была демонтирована в начале 1990-х годов. Очень красиво оформлены пилоны станции, покрытые коричного-розовым мрамором, на которых изображены бюсты украинских и российских ученных, поэтов и писателей.  Очень изыскано оформлены карнизы, а еще один интересный момент – это сам мрамор, использованный при сооружение станции – мрамор богат на остатки древних животных, тут часто можно увидеть контуры срезов раковин аммонитов.

Строительство верхнего вестибюля станции "Университет"

Строительство верхнего вестибюля станции "Университет"

Строительство верхнего вестибюля станции "Университет"

Строительство верхнего вестибюля станции "Университет"

 

     Также, стоит отметить, что часть вестибюля станции точно также как и станции «Арсенальная», была опущена на свое сегодняшнее место в цельном виде прямо из поверхности земли.

Один из первоначальных эскизов нижнего вестибюля станции "Университет"

Один из первоначальных эскизов нижнего вестибюля станции "Университет"

И еще один из проектов

И еще один из проектов 

Окончание утвержденного интерьера станции

Окончание утвержденного интерьера станции

Нижний вестибюль в готовом состоянии

Нижний вестибюль в готовом состоянии

Станция метро "Университет" уже работает

Станция метро "Университет" уже работает

В чем то даже "эпическое" оформление входа на верхний вестибюль

В чем то даже "эпическое" оформление входа на верхний вестибюль 

Собственно верхний вестибюль и кассы в первое время работы

Собственно верхний вестибюль и кассы в первое время работы

 

     Станция метро «Вокзальная». «Вокзальная» стала завершающей станцией первых пяти остановок киевского метрополитена, но в тоже время она служила, как бы, «въездом» в город.  Несмотря на то, что станция изначально не выделялась с эстетической стороны для посетителей, как некоторые остальные вестибюли, она имеет свои интересные интерьерные решение.  Особенность станции – ряд чеканных латунных медальонов, которые  отображают последовательно историю Украины. Конечно, большая часть из них это тематик аля «Крестьянское восстание», борьба «За власть советов», тем не менее, все сюжеты несут часть истории и эстетическую нагрузку. 

Первые этапы строительства метро "Вокзальная"

Первые этапы строительства метро "Вокзальная"

Один из возможных эскизов нижнего вестибюля станции "Вокзальная"

Один из возможных эскизов нижнего вестибюля станции "Вокзальная"​

А вот и завершенный вестибюль станции

А вот и завершенный вестибюль станции

Первые посетители станции

Первые посетители станции

Некоторые ожидают поезда

Интересный ракурс

Вход на станцию незадолго до ее открытия

Вход на станцию незадолго до ее открытия

 

Большинство материалов взято на http://tov-tob.livejournal.com/